Понедельник, 13.05.2024, 08:41
Приветствую Вас, Гость

Кому нужен логопед?

         Ваш малыш уже вырос из пеленок, и пришло время определять его в детский сад. Чтобы попасть в группу, вы непременно отправитесь в поликлинику, чтобы получить заключение о состоянии здоровья своего чада ряда специалистов, и вот здесь вы впервые познакомитесь с логопедом. Что вы знаете о работе логопеда? Наверняка многие из вас сразу вспомнят кадры старого советского фильма: « Я – ягопед. Испьявьяю фефекты фикции». А ведь работа логопеда намного шире и многограннее, чем исправление звуков.    

         Как правило, родители трехлеток не озабочены речью ребенка: «Он еще маленький. Вырастет – научится». Немногие родители знают, что ребенок в 3 года, при нормальном развитии, ежемесячно пополняет свой словарный запас на 100 слов! Вас должно насторожить, если ваш кроха не составляет из накопленных слов предложений. Если в его речи мало глаголов и определений. Проверить это просто, предложите малышу ответить: «Что умеет делать мама?» При нормальном речевом развитии ребенок выдает: возраст плюс два слова. Например, если ребенку три года, он произносит пять глаголов (3+2).

        Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами. Если малыш в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи и ребенок пробует разные варианты произношения. Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур (количество слогов и ударения), ведь основа слова – гласные звуки.

       Но если ребенок и к пяти годам так и не научился говорить слова и звуки, необходимо обратиться к логопеду.

 К пяти годам:

     Ребенок должен согласовывать слова в роде и числе: красное платье, красная ягода, красный флаг, красные знамена; а к шести годам и в падеже: нет желтых листьев, из синего автобуса, в сером сарафане.

    Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: бег, бежал, убежал, прибежал, пробежка.

    Составлять предложения простые и сложные: «Мама утюгом гладит папину рубашку», «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять».

    Правильно пользоваться предлогами, не путая их. Примеры: «Зайчик выглянул из-за куста», « Коля достал мяч из-под лавки».

    Четко знать: «право – лево», «вчера- сегодня- завтра».                                     

       Еще одним показателем успешного овладения речью может считаться развитый фонематический слух и элементарный звуковой анализ слов. Фонематический слух – это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание. Нарушение фонематического восприятия приводит к нарушению звуков и заменам в устной речи, а в школе заменам букв на письме: (зук-жук), (казета-газета), (чаши-часы). Развитие фонематического слуха – это тоже одна из составляющих работы логопеда.  

   Поэтому, дорогие родители, помните, что вы в ответе за будущие успехи вашего малыша. И если вы, прочитав эту статью, задумались и все же решились обратиться к логопеду, то мы всегда рады помочь вам и вашему ребенку.

 

 Что должен уметь ребёнок в речевом развитии

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА

1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.

3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).

5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.

7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

8. В речи много глаголов в повелительном наклонении.

9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

10. Неустойчивое произношение многих слов:звук товыпадает, то заменяется, то произносится верно.

11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

12. У части детей слабый, тихий голос.

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА

1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.

2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.

6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

7. Понимает несложные сюжетные картинки.

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

1. Словарный запас достигает 2000 слов.

2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.

3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.

4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

 

Готов ли ваш ребенок к школе (речевая готовность)?

            В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи, Вам родителям, очень важно знать даже самые незначительные трудности в речевом развитии Вашего ребенка. В первую очередь обратить внимание на:

Убедить ребенка в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А. Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

- Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными ушами (усами).

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

- Обязательно примите,

Десять цапель (капель) перед сном.

Жучка будку (булку) не доела:

Неохота надоело.

На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

Забодал меня котел (козел)

На него я очень зол.

             Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это явление является одной из предпосылок овладения грамотой.

          Запись любого слова предполагает умения определить звук и обозначать его соответствующей буквой. Если ребенок не может различать звуки, при письме возникают неизбежные трудности.

          При не различении звуков (например, З – Ж – Ш) можно предложить ребенку изобразить жужжание жука, писк комара, шуршание листвы; подобрать картинки, придумать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, других звуков. Определение места звука в слове (в начале, середине или в конце).

         Вам, родителям, полезно знать, что грамматической системой словоизменением ребенок обычно овладевает к 4 годам (сад, сады, саду ..), а системой словообразования к 7 г. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник ..). Сроки условны.

         Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания: 

            Для проверки системы словообразования предложите следующие задания: 

          С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить Вашего ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем–то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

         Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказа по серии картин, сам порядок расположения, который является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.

         Для упражнения в рассказывании используется пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

         Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.

        Обращение к вашему личному или чужому опыту («Я тоже в детстве так говорил», «А у моей подруги сын не говорил р, а потом взял и научился